Характеристика на воспитанника детского сада от воспитателя

Такой документ может потребоваться органам опеки и попечительства (ООП). В нем описываются общие сведенья о ребенке, например, степень усвоения материала, личностные качества, характер, отношения в коллективе и прочие нюансы. Ориентируясь на приведенную информацию, сотрудники ООП дадут свои рекомендации по коррекции выявленных отклонений и оценят степень нужды ребенка в предоставлении опеки. Не менее актуальна характеристика при переводе в другое учебное заведение. Она поможет преподавателям оценить степень подготовки ребенка и его особые качества.

Цель характеристики

Характеристика на ребенка из детского сада в органы опеки нужна для контроля его развития. Сотрудники ООП смогут оценить работу воспитателей и необходимость предоставления опеки. При выявлении явных отклонений будут внесены определенные коррективы. Малыша могут перевести в другое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) или посоветовать пройти курс лечения у психолога или логопеда. Если причина заключается в недобросовестном отношении родителей к своему долгу воспитывать ребенка, то представители ООП проведут экспертизу жилищных условий. Отца и мать предупредят о возможных последствиях, в числе которых есть лишение или ограничение родительских прав. Общий перечень ситуаций, требующих подобную характеристику, выглядит следующим образом:

  • Сироты или дети, пребывающие в неблагополучных семьях и нуждающиеся в опеке.
  • Поступление ребенка в школу или перевод в другое учебное заведение.
  • Судебные разбирательства, в которых требуется общая характеристика малыша.
  • Наличие умственной отсталости, проблем с психикой или речью. Нужда в характеристике появляется из-за необходимости перевода в специальное учреждение, консультации у психолога или лечения у логопеда.
  • Дети-инвалиды, находящиеся под контролем ООП и посещающие дошкольное учебное учреждение.

Составляется характеристика при участии воспитателя, психолога и логопеда. Специалисты обязаны будут предоставить полную информацию касаемо личных

качеств, интеллекта и прочих нюансов. При ее прочтении сотрудник ООП должен всесторонне оценить ребенка. Помочь в написании характеристики могут беседы с родителями и участковым врачом. Суть разговоров будет заключаться в выявлении внешних и внутренних раздражителей, влияющих на развитие малыша.

Роль в процессе передачи малыша органам опеки

Педагогическая характеристика на дошкольника является основой для начала процедуры лишения или ограничения родительских прав. Мать или отец вправе попросить составить ее, чтобы доказать неучастие в воспитании ребенка второго родителя. Подобные полномочия также есть у сотрудника ООП. В первом случае маму или папу могут лишить родительских прав. Ребенка оставят жить со вторым родителем. Во втором варианте органы опеки получат основания для подачи искового заявления о лишении родительских прав или отмене опекунства и изъятии малыша. Затем его передадут в специальное учреждение на содержание (детский дом, приют).

Существенное влияние на сотрудников ООП окажет характеристика, содержащая, помимо основной информации о развитии ребенка, сведенья о неучастии в воспитании мамы и папы или обоих родителей сразу. Педагогу необходимо также упомянуть, кто забирает и приводит ребенка. Нелишним будет привести пример беседы с участковым врачом. Специалист сможет поведать, как часто болеет малыш и соблюдаются ли рекомендации по лечению.

Ключевым критерием станет наличие психической травмы у ребенка. Воспитатель должен будет выяснить все подробности и описать в характеристике. Поможет оценить психоэмоциональное состояние ребенка детский психолог.

Последним критерием станет физиологическое состояние. Воспитатель должен следить за ребенком. Если он заметит синяки и ссадины на теле дошкольника, то должен упомянуть об этом в характеристике. Необязательно, что именно отец и мать виноваты, но их неучастие в воспитании, приводящее к повреждениям, также является поводом для аннуляции родительских прав.

Информация, содержащаяся в заключении

Сотрудники ДОУ, составляющие характеристику, должны придерживаться норм учебно-воспитательной программы, принятой в их учреждении. Подобное требование поможет оценить степень усвоения материала дошкольником и увидеть перечень достигнутых им целей. Содержание характеристики выглядит следующим образом:

  • Фамилия, имя, отчество и дата рождения малыша.
  • Наименование дошкольного учебного заведения и группы, в которой обучается воспитанник.
  • Дата начала обучения в ДОУ и возраст ребенка на тот момент.
  • Степень адаптации в коллективе.
  • Левша или права дошкольник.
  • Активность воспитанника в игровом плане.
  • Проблемы, возникающие в процессе усвоения нового материала.
  • Восприятие (зрительное, слуховое) и внимательность малыша.
  • Степень запоминания нового материала.
  • Тип мышления дошкольника.
  • Описание моторики.
  • Изложение имеющихся трудностей в общении со сверстниками и воспитателями.
  • Оценка речи ребенка.

  • Описание развитых социально-бытовых умений.
  • Степень ориентации в пространстве.
  • Текущее состояние здоровья.
  • Прочие особенности воспитанника.
  • Итоги характеристики.
  • Общая оценка развития.
  • Перечень предложений по повышению уровня развития и решению имеющихся проблем.

Озвученные сведенья позволят оптимизировать учебный и воспитательный процесс с целью адаптации и всестороннего развития дошкольника. Педагог также имеет право написать прочие сведенья о воспитаннике. Обычно речь идет о способностях и членах семьи. Другая информация указывается по мере необходимости.

Форма заполнения

Характеристика заполняется в определенной последовательности, соответствуя общепринятому плану. Ориентироваться можно на информацию, приведенную в таблице:

Раздел Описание
1 Общая информация о воспитаннике • Имя, фамилия, отчество. • Диагноз (если есть заболевания или пороки развития). • День, месяц и год рождения. • Дата начала учебы и предыдущее место обучения (при наличии). • Место проживания. • Если были длительные промежутки времени, когда ребенок не посещал занятия, то подробно указать причины.
2 Описание семьи • Имя, фамилия, отчество (мамы и папы). • Место работы родителей. • Прочие члены семьи. • Кто больше занимается воспитанием малыша (забирает и приводит в детский сад)? • Есть ли претензии к воспитанию ребенка родителями (недостаточно времени уделяют, вообще не занимаются)?
3 Здоровье воспитанника • Часто ли более ребенок? • Хороший ли аппетит? • Есть ли проблемы со сном? • Описать хронические патологии (при их наличии).
4 Знания, умения и выработанные во время учебы навыки • Описание знаний: — Познания в математике:  Может отличить понятие «один» от «много»?  Умеет считать по порядку? Если да, то указать интервал.  Способен ли сопоставить с соответствующей картинкой, названное преподавателем число?  Сравнивает путем наложения картинок или знает состав?  Умеет решать примеры в определенных пределах?  Самостоятельно решает задачи, ориентируясь на приведенные примеры? — Знание цветов:  Общие понятия.  Указывает на нужные и группирует их? — Форма:  Общее понятие.  Группирует ли различные виды?  Сможет ли по велению преподавателя соотнести предмет с геометрической фигурой?  Величина:  Общее понятие.  Сможет определить вещи по размеру и сгруппировать их по убыванию (возрастанию)?  Применяет в своем лексиконе слова, характеризующие понятие? — Ориентация во времени:  Знает, что подразумевается под временем?  Ориентируется ли?  Сумеет назвать по порядку дни недели?  Определяет значение день, месяц, год?  Ориентация в пространстве:  Понимает, что это такое и как в нем ориентироваться?  Научился определять положение игрушек по отношению к себе? • Описание речи: — Словарь:  Хороший ли словарный запас? Если ограничен, то насколько и какими частями речи?  Имеются слоговые дефекты при воспроизведении простых или многосложных слов? — Грамматический строй:  Что знает ребенок о грамматике?  Сумеет ли самостоятельно определить число и род приведенных педагогом слов и найти основные члены предложения? — Произношение:  Описание отклонений при выговаривании слов: — во время роста нагрузки речь смазывается; — наблюдается пропуск, смещение, замена и искажение звуков при разговоре.  Хорошо ли распознает слова воспитателя? — Речь:  Соответствует возрастным критериям?  Какие предложения использует во время разговора (простые, сложные)?  Может отвечать на поставленные вопросы? В какой мере?  Умеет создавать свои собственные предложения по примеру воспитателя? — Умения, характеризующие степень усвоения грамоты:  Способен ли полноценно находить части речи в предложении и выполнять звуковой анализ?  Сумеет найти слова, которые загадал воспитатель по названным звукам?  Сможет читать отдельные слоги?
5 Особенности моторики • Описать особенности общей моторики. Если есть отклонения в темпе или ритме движений, то указать какие именно. • Охарактеризовать ручную моторику воспитанника: — объем движений; — темп движений; — недостаточность моторики (если есть); — точность или неточность координации движений. • Указать в характеристике ведущую рука ребенка.
6 Описания деятельности • Описать навыки самообслуживания: — Умеет самостоятельно ходить в туалет? — Насколько хорошо соблюдает гигиену? — Способен ли одеться, обуться (завязать шнурки) и причесаться? — Сумеет поесть? — Научен ли пользоваться столовыми приборами? — Убирает за собой (раскладывает игрушки и книжки по местам, заправляет постель)? • Поведать об игровом процессе: — Какие игры нравятся и как много времени им уделяется? — Нравится ли играть определенные роли? — Доводит ли до конца? — Любит следовать правилам? — Как относиться к своим сверстникам в ходе? — Проявляет ли воображение и сообразительность во время процесса? — Насколько хорошо решает конфликтные ситуации? — Использует ли свой опыт, полученный в предыдущих играх? — Может нарушить игру других детей? • Оценить творчество: — Правильно ли складывает предметы (матрешку, пирамидку, фигурки)? — Составляет из спичек и прочего материала определенные цифры или фигуры? — Способен ли рисовать? Оценить сложность рисунков. — Умеет лепить из глины, пластилина и прочих материалов? — Может срисовать предмет с образца? • Рассказать об отношение к обучению: — Как ведет себя на занятиях? — Мешает ли своим сверстникам и преподавателю? — Как быстро истощается (устает)? — Каков темп работы (быстрый, медленный, хаотичный)? — Способен ли принимать помощь посторонних? Если да, то какую именно (словесную, практичную, обучающую)? — Насколько хорошо преодолевает трудности во время обучения?  бросает начатое сразу;  не опускает руки до последнего;  подсматривает, как делают другие;  нервничает;  идет за помощью к педагогу или сверстникам;  самостоятельно ищет выход из ситуации.
7 Личностные качества • Насколько адекватны реакции на окружающую действительность? • Активен или пассивен при выполнении определенных действий? • Проявляет инициативу (в играх, на учебе)? • Насколько уступчив, капризен, плаксив, навязчив или застенчив ребенок? • Часто ли проявляет излишнюю раздражительность и агрессивность по отношению к воспитателям или сверстникам? • Обманывает своих педагогов? • Есть ли в стремление приходить на помощь, говорить правду и защищать других? • Хорошо переносит критику?
8 Описание нюансов связанных с эмоционально-волевой сферой • Охарактеризовать преобладающее настроение воспитанника: — эмоционально подавленный; — излишне агрессивный; — мрачный; — замкнутый; — озлобленный; — доброжелательный; — спокойный; — пассивный; — легковозбудимый; — постоянно боится потерпеть неудачу; — стеснительный; — пассивный при общении; — неинициативный; — уступчивый; — плаксивый; — капризный; — сразу отказывается от предложений; — склонен к проявлению гнева; — оживляется при выполнении ответственных задач; — проявляет смелость, решительность и настойчивость во время занятий. — легко внушаемый.
9 Динамика развития Ориентируясь на приведенную характеристику, подробно описать насколько быстро развивается ребенок. Желательно упомянуть сильные личностные качества и учебные навыки.
10 Рекомендации Привести рекомендации по коррекции имеющихся отклонений. Важно услышать мнение воспитателя, директора дошкольного образовательного учреждения и учителя–дефектолога.

Образец характеристики на ребенка в органы опеки из детского сада

Пример готовой характеристики:

Написана характеристика про здорового и общительного мальчика, не имеющего особых отклонений. Вмешательства органов опеки и попечительства не требуется. Прочие шаблоны и бланки можно поискать в интернете или попросить в ООП.

Методические рекомендации

Специалисты (опытные психологи и педагоги) советуют ознакомиться с их рекомендациями перед составлением характеристики:

  • Необходимо хорошо изучить воспитанника. Желательно последить за ним во время учебы и отдыха.
  • Наблюдая за малышом, следует обратить внимание на личностные качества, стремление познавать новую информацию, особенности темперамента и интеллектуальные способности.
  • Психологическое наблюдение во время игр, рисования, отдыха и общения поможет лучше изучить ребенка и выявить у него отклонения в психоэмоциональном фоне.
  • Для всесторонней оценки рекомендуется чаще беседовать и оценивать творения воспитанника (рисунки, результаты тестов, поделки).

  • Приведенные сведенья в характеристике воспитатель обязан обосновать. С этой целью приводятся примеры поведения дошкольника, а также его действия, слова и поступки в определенных ситуациях.
  • Педагог должен выяснить условия воспитания ребенка в семье, например, беседуя с родителями, и описать его манеры поведения со взрослыми людьми.
  • Необходимо подробно описать поведение ребенка в группе. Особое внимание стоит уделить общению со сверстниками.
  • Желательно, чтобы в характеристике присутствовали сведенья, полученные из внешних источников и характеризующие развитие ребенка. Предоставить информацию могут родители, врачи и прочие люди, имеющие отношение к воспитаннику.
  • Заключение должно быть кратким и обоснованным. Педагог обязан выразить свои мысли по поводу уровня развития ребенка. В конце стоит упомянуть черты, нуждающиеся в корректировки и советы по исправлению.
  • Про здоровых и всесторонне развитых детей достаточно написать общие сведенья. Развернутая характеристика необходима при наличии каких-либо отклонений. Воспитатель должен будет выяснить или предположить причины их возникновения. Затем обосновать свои слова и посоветовать методы устранения проблемы.

После составления характеристики руководитель ДОУ поставит свою подпись и печать. Документ станет официальным (юридически значимым) и его можно передавать уполномоченным лицам.

Характеристику дошкольнику обязан составить его воспитатель. Поможет с написанием психолог и логопед. Родители и участковый врач предоставят дополнительные сведенья. Готовая характеристика покажет общую картину развития ребенка. В конце обязательно приводятся рекомендации по коррекции отклонений, если таковые имеются. Сотрудникам ООП подобный документ нужен, чтобы оценить, нуждается ли ребенок в помощи. В прочих случаях характеристику предоставляют при переводе в другое учебное заведение.

Оцените статью
Юридические консультации и помощь в оформлении документов, акций и купонов