Судьба детей, оставшихся по каким-либо причинам без родителей, провести в стенах казенного учреждения все самые важные для формирования личности годы. Государство предоставляет возможность гражданам, желающим подарить такому малышу настоящую семью, сделать это. Однако не всегда приемные родители действуют в интересах ребенка.
Основные понятия
Чтобы оградить несовершеннолетних граждан от возможного причинения вреда, в 2019 году были внесены поправки в Семейный Кодекс РФ и в один из федеральных законов, задача которого – контроль и забота об одиноких детях – осиротевших либо оставшихся без должного присмотра.
Документ федерального значения носит название «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (принят в 2001 году. 16 апреля, № 44-ФЗ).
Законодатель использует следующие термины:
- реестр недобросовестных опекунов (попечителей);
- лица, лишенные родительских прав;
- патронатные родители;
- ненадлежащее (иными словами, не соответствующее установленным нормам) выполнение обязанностей опекуна или одного из родителей;
- банк данных о тех несовершеннолетних гражданах, которые остались одни, без попечения взрослых.
Реестр недобросовестных опекунов – это список, в который попадают люди, решением суда лишенные права воспитывать ребенка. Его можно назвать «черным списком»: те, кто занесен в него, не только не получат ребенка на воспитание, но даже не смогут получить доступ к государственному банку данных (то есть к сведениям о детях, которые нуждаются в определении в семью).
Среди тех, кто лишен родительских прав, могут оказаться и родные, и приемные родители, у которых уже был опыт установления опеки над детьми. Патронатные родители – те, кого называют также словами «опекуны» и «попечители», то есть люди, не усыновившие ребенка (по закону в таком случае родители приравниваются в правах и обязанностях к биологическим родителям), а взявшие над ними опеку. При таком способе устройства ребенка в семью расходы по содержанию и образованию опекаемого частично покрывает государство. Среди таких людей чаще встречается ненадлежащее выполнение обязанностей опекуна (поскольку могут присутствовать корыстные мотивы).
Для чего создан реестр
Внося изменения в Федеральный закон и в Семейный Кодекс, законодатель стремился прежде всего обеспечить безопасность несовершеннолетних граждан.
Другой целью было упорядочение взаимодействия между различными государственными структурами. Если ранее сведения из суда о лишении или ограничении человека в возможности реализации его прав как родителя направлялись только в ЗАГС, то теперь они идут еще в органы опеки над детьми. Это облегчает и ускоряет проверку потенциальных приемных родителей.
Сам реестр формируется при участии МВД, органов опеки и суда. Если будет установлено, что потенциальный попечитель не может исполнять родительские обязанности, органы опеки не выдадут разрешение на то, чтобы ребенка передавали в семью.
Процедура проходит быстро – у органов опеки есть 3 дня на то, чтобы передать полученные из суда сведения о недобросовестных попечителях в какой-либо из банков данных: региональный либо федеральный.
В Семейном кодексе есть сведения о том, кто такие недобросовестные родители. Это родные родители, люди, усыновившие детей, либо взявшие их под опеку, но не выполняющие родительские обязанности.
В первую очередь в списке окажутся те, кто:
- причинял ребенку физический или моральный вред;
- не занимался воспитанием;
- не уделял внимание воспитаннику;
- использовал полученные от государства средства не по назначению, в корыстных целях.
В реестре могут оказаться как усыновители, так и опекуны и попечители, то есть лица, заботящиеся о ребенке, получающие выплаты, но при этом не обладающие полностью правами родителей. Опеку можно взять над ребенком до 14 лет, при этом несовершеннолетний должен проживать вместе с опекуном в приемной семье. Попечительство устанавливается над подростками 14 лет и старше. Попечитель может проживать отдельно (когда опекаемому исполнится 16 лет).
Возмездная форма опеки над ребенком находится под более пристальным вниманием государства, то есть контроль над опекунами и попечителями более жесткий.
Ответственность за нарушения
В законе 44-ФЗ оговорено, что ответственность за нарушение любого из его положений несут те, по чьей вине они были допущены. Меру наказания определяют законодательные акты РФ.
Законодатель ужесточил контроль в отношении лиц, претендующих на то, чтобы взять под опеку детей, но не обладающих всей «чистотой» перед законом вследствие лишения родительских прав либо ограничения в них. Внесенные поправки гарантируют: отныне исключена ситуация, когда потенциальный родитель, получив отказ органов опеки в одном регионе, переезжал в другой и там брал в семью детей. Теперь все сведения о не внушающих доверия лицах содержатся в едином реестре, к которому есть доступ во всех регионах страны.
Дети для России, как и для любого государства, всегда в приоритете, так как это будущее страны. А те дети, которые остались без родительской опеки, требуют особого отношения и помощи. Отныне их права более защищены законом.