Технический паспорт – это один из наиболее важных документов, в котором отражены все характеристики жилого помещения. Он оформляется на квартиру, которое приватизировано либо является собственностью государства. Наличие техпаспорта необходимо для решения многих вопросов связанных с жильем, поэтому следует заблаговременно озаботиться его получением.
Паспорт на квартиру может потребоваться:
- для приватизации жилья или в случае продажи квартиры;
- для разрешения споров с налоговой инспекцией в случае неправильного начисления налога на недвижимость;
- при заключении кредитного договора, если жилой объект выступает в качестве залога.
Как выглядит технический паспорт в 2021 году?
На титульном листе:
- указано наименование организации, в котором оформлялся паспорт;
- содержатся сведения об адресе, дате выдачи и присвоении инвентарного номера жилому помещению.
В информационной части указаны:
- сведения о собственнике квартиры,
- данные об общей и полезной площади, количестве комнат, наличии служебных помещений,
- инвентаризационная стоимость жилища;
- графический план с указанием внутренних границ квартиры;
- экспликация, или словесное описание всех помещений;
- общая информация о здании этажность, характеристика крыши и фундамента, материала стен и другие данные.
В техпаспорте перечислены имеющиеся в квартире технические коммуникации и дано описание материалов, из которых изготовлены основные конструктивные элементы помещения пол, стены, потолок, оконные и дверные проемы. Эти сведения смогут понадобиться при осуществлении капитального ремонта квартиры или проведении перепланировки.
Заключительная часть содержит:
- отметку о плановых обследованиях объекта;
- подписи ответственных лиц.
Какие документы нужно предоставить, чтобы получить технический паспорт на квартиру?
Для этого понадобится определенный пакет документов. Его содержимое включает основные и дополнительные бумаги, перечень которых зависит от причин, вызвавших необходимость получения техпаспорта. К числу обязательных документов относятся:
- паспорт гражданина Российской Федерации;
- правоустанавливающие документы (ордер на неприватизированное жилье, выписка из ЕГРН или свидетельство о праве собственности);
- заявление от владельца квартиры с пояснением причин получения для БТИ;
- квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины.
Кроме перечисленных могут понадобиться и другие документы:
- При оформлении наследства нужно предоставить:
- нотариальную справку;
- свидетельство о смерти бывшего хозяина квартиры, оформившего документ наследования.
- Если потребность в техпаспорте возникла в результате планируемой перепланировки помещения, к основному пакету документов добавляется разрешение отдела или управления архитектуры.
- Если речь идет о приватизации жилого помещения, потребуется справка №7, за которой следует обратиться в паспортный стол, и договор найма жилого помещения.
В зависимости от того, какие причины побудили владельца квартиры к получению паспорта, пакет документов дополняется необходимыми сведениями. С их актуальным перечнем лучше всего ознакомиться в самом бюро инвентаризации или у организации, где заказываете технический паспорт. Это исключит возможные недоразумения и сократит затраты времени на подготовку нужных бумаг.
Процедура получения техпаспорта
Где заказать технический паспорт:
- в БТИ (через посредника МФЦ);
- различные коммерческие организации, которые занимаются кадастровыми работами;
- любой кадастровый инженер, у которого имеется соответствующая лицензия на данный вид работ.
Для получения техпаспорта в БТИ необходимо:
- По телефону или во время предварительного визита узнать о распорядке работы бюро;
- Написать заявление на имя начальника с указанием конкретных причин для получения паспорта;
- Подать заявление и необходимый пакет документов на рассмотрение сотруднику БТИ;
- Назначит удобное время для выезда на объект специалиста, который произведет необходимые замеры в квартире;
- После сообщения из БТИ о том, что паспорт готов, явиться за получением документа.
Обычно время ожидания составляет 14 дней, но учитывая различные способы подачи требуемых документов через МФЦ, электронный портал либо непосредственно сотруднику БТИ, – этот срок может меняться.
В Москве стоимость процедуры оформления техпаспорта в БТИ составляет в среднем от 2 400 руб. Ускорить процедуру оформления можно, если сделать доплату за срочность – в этом случае потребуется от трех до семи дней.
Чтобы заказать техпаспорт онлайн, москвичи могут воспользоваться порталом государственных услуг на mos.ru.
Стоимость оформления в коммерческих организациях следует уточнять индивидуально. Размер оплаты зависит также от площади квартиры и необходимости выезда специалиста на дом.
Период действия техпаспорта
Среди собственников квартир бытует ошибочное мнение, что технический паспорт должен обновляться каждые пять лет. На самом деле это не так. Пятилетний период предусмотрен для проведения плановой инвентаризации, но в действительности это правило соблюдается редко. Никаких штрафных санкций за невыполнение этого предписания не последует.
В соответствии с законодательством действие технического паспорта не ограничено во времени. Граждане, проживающие в приватизированном или муниципальном жилье, в планах которых отсутствует реконструкция или продажа квартиры, могут не беспокоиться о замене техпаспорта.
Заменить техпаспорт придется в случае перепланировки или капитального ремонта жилого помещения, предусматривающего изменение его основных параметров. Ещё одна веская причина – продажа квартиры. Смена владельца потребует от новых хозяев переоформления документа на свое имя. При утере или неумышленной порче паспорта есть возможность получения его копии или дубликата.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что технический паспорт – это необходимый документ, который должен бережно храниться у каждого жильца муниципальной или приватизированной квартиры. Перечень бумаг для его получения и срок оформление могут отличаться в зависимости от целей и способов получения. Согласно действующему закону этот документ бессрочный и без веских причин в замене не нуждается.