Организация бизнеса на территории Китайской Народной Республики весьма выгодное предприятие. За последние 30 лет государство превратилось в динамично развивающююся и высокотехнологичную империю.
Общая информация
Для многих европейских и российских предпринимателей Китай – малопонятная страна, менталитет китайцев для большинства загадка. Лишь те, кто прожил здесь многие годы, хорошо представляют себе все тонкости общения с местными партнерами и негласные правила ведения бизнеса.
Переезд в Китай для ведения бизнеса имеет смысл, если нужно постоянное взаимодействие с местными партнерами. В тех случаях, когда предприниматель занимается продажей китайской продукции в России, достаточно лишь наладить контакт с торговым представителем из этой страны постоянное присутствие не нужно.
Если же предприниматель намерен открыть собственную фирму в Китае, придется лично присутствовать при регистрации организации, найме персонала и осуществлении контроля и руководства.
В этом случае необходимо получить статус резидента и (как минимум) регулярно появляться в республике.Существует два вида виз, которые подходят для предпринимателей, планирующих бизнес в Китае:
- Тип М – для тех, кто решил открыть предприятие;
- Тип Z – для желающих работать в республике по найму (частным лицам).
Оформление должно производиться в посольстве Китая или в специальных фирмах. Срок действия зависит от разных факторов и может доходить до трех месяцев. Также существуют мультивизы на 1-2 года с возможностью продления.
Стоимость карты находится в диапазоне 3 —170 $. В среднем документ оформляется за 5 дней без учета выходных. А за небольшую доплату можно получить срочную визу в течение максимум двух дней.
Вам также могут понравиться 1
Праздинки в Китае: официальные, народные и…
Большинство российских предпринимателей стараются организовать средние или малые предприятия, в этом случае не требуется крупных капиталовложений, риск банкротства не слишком большой.
Российские товары, популярные в Китае:
- Морепродукты;
- Зерно;
- Растительные масла;
- Кондитерские изделия и мороженое.
Большинство российских бизнесменов предпочитает периодически приезжать на территорию КНР, а постоянно проживают на родине или в близлежащих странах.
Условия иммиграции в Китай для предпринимателей
Для получения постоянной или временной визы бизнесмен должен продемонстрировать свои серьезные намерения одним из способов:
- Зарегистрировав юридическое лицо в Китае;
- Купив недвижимость;
- Вложив свой капитал в экономику страны.
Миграционные службы могут предложить оформить многократную визу.
Постоянные иммиграционные карты оформляют чаще всего после налаживания бизнеса, это можно сделать уже в самом Китае, выбрав более удобный тип визы. Те, кто твердо решил создать фирму, оформляют разрешение М.
ВНЖ можно получить по факту создания предприятия в Китае. Срок его действия – год, потом есть возможность продлить еще на 5 лет.
Вам также могут понравиться 1
Стеклянный мост в Китае с эффектом трескающегося…
ПМЖ бизнесмен может получить, только если он инвестировал в китайскую экономику крупные суммы: от 500 до 2 млн. долларов США на протяжении предшествующих трех лет.
Кто может получить отказ:
- Бывшие госслужащие, офицеры ВС и других силовых органов;
- Лица, подозреваемые в связях с террористами;
- Судимые;
- Имеющие опасные и заразные инфекционные заболевания.
Если условия соблюдены, то проблем с получением визы возникнуть не должно. А после 10 лет проживания (5 лет с ВНЖ и 5 – с ПМЖ) можно будет претендовать на гражданство.
Покупка готового бизнеса, открытие дела с нуля
Наши соотечественники редко покупают готовый бизнес в Китае. Выгоднее открыть что-то новое или вложить капитал в работающую фирму для расширения ее деятельности.
Отечественные бизнесмены чаще всего занимаются продажей в Китае популярных товаров или вывозом и реализацией бытовой электроники в России.
Не менее выгодно организовывать здесь небольшие производственные компании, занимать ниши в сфере услуг и развлечений.
Для примера можно привести:
- Производство очков – из-за низкой себестоимости окупаемость значительная (более 100%), но высока конкуренция;
- Лекарственные средства – один из самых прибыльных видов бизнеса (более 100%) в мире, а с учетом большой клиентской аудитории Китая очень прибыльное дело;
- Сфера развлечений для геймеров – в республике очень большим спросом пользуются интернет-клубы и кафе, где местные жители играют в интернет-игры. Чистая прибыль подобных заведений – до 50%, расходы минимальны;
- Реализация косметики – это пятый вид бизнеса по популярности, годовой рост – около 15%. Величина наценки на косметические товары доходит до 90%;
- Создание гаджетов (смартфоны, планшеты) и их продажа в России – востребованный бизнес для многих предпринимателей. Отечественные инженеры разрабатывают различные устройства, а производство налаживается на китайских заводах. Рентабельность – около 20%.
Чтобы получать прибыль за счет китайских товаров, вовсе не обязательно жить в республике: некоторые способы позволяют заниматься бизнесов в России.
Примеры бизнеса с небольшим стартовым капиталом:
- Создание интернет-магазина. Сделать свой сайт и начать продажу популярной китайской продукции – элементарный вид бизнеса. Придется заплатить за первую партию товара;
- Дропшиппинг. Посреднические услуги: нужно сформировать базу клиентов, отправить ее поставщику и получить разницу между ценой, озвученной покупателю и той, которую выставил производитель;
- Организация фотосессий, съемки во время праздников – эта услуга стала популярной в Китае в середине 90-х, при минимуме затрат можно заработать до 1500$ в день.
Юридические особенности
Для бизнесменов, которые не имеют опыта в ведении бизнеса на территории КНР, рекомендуется оформлять предприятие через соответствующие юридические конторы. Так можно сберечь и время, и финансы, так как законодательство Китая сложно быстро изучить.
Есть несколько вариантов того, как можно зарегистрировать бизнес в Китае:
- Открыть фирму с образованием юридического лица – рекомендуется, если нужно нанять большой штат сотрудников (более 5 человек), арендовать специализированное крупное помещение (для производства, торгового центра);
- Использовать «зонтичную» компанию – фирму, представляющую собой дочернее предприятие иностранной организации. Это решение подойдет для начинающих предпринимателей без опыта работы на китайском рынке.
Особенности оформления своего бизнеса заключаются в необходимости подачи документов на мандаринском языке, для этого придется привлекать опытных переводчиков.
Для начала следует собрать документы:
- Заявку на регистрацию;
- Заявление директора будущего предприятия с его подписью;
- Выписку из банка о состоянии счета;
- Свидетельство полномочий директора (протокол должны подписать все учредители);
- Копию загранпаспорта руководителя;
- Пять фото директора 6,6 х 6,6 см;
- Договор об аренде офисов и прочих помещений и лицензия арендодателя на право сдачи площадей.
Этапы регистрации:
- Заполнить анкету, сдать документы через специализированную юридическую компанию. Самостоятельно оформлять фирму смогут только предприниматели, уже имеющие опыт по открытию бизнеса;
- После принятия резолюции (разрешения) нужно обратиться в торгово-промышленную палату Китая и пройти регистрацию там;
- Открыть счет в банке;
- Пройти регистрацию в департаменте валютного контроля;
- Сдать сведения о фирме в инспекцию по налогам и сборам;
- Получить код новой организации;
- Оформить печать фирмы;
- Получить разрешительные документы, позволяющие нанимать местных и иностранных работников.
По времени регистрация нового предприятия занимает до 12 месяцев. Если нужно срочно зарегистрировать фирму, можно это сделать за 8-10 тыс. долларов.
Особенности налогообложения в Китае заключаются в отсутствии единой ставки. Ее размер зависит от вида деятельности компании.
Примеры ежемесячных взносов по отраслям:
- Строительные, инженерные услуги, телекоммуникация, спортивные организации, культурная деятельность – 3%;
- Финансовый сектор – около 8%;
- Разные услуги, купля/продажа недвижимости – 5%;
- Развлекательные услуги – 5-20%.
Существует также ежегодный налог на прибыль предприятия, размер которого зависит от места, где фирма зарегистрирована:
- Оформление на территории КНР – 30%;
- Если в другой стране – 20%.
НДС вычитается только при реализации определенных групп товаров (или оказании ряда услуг) и равен 17%.
Правительство Китая большое внимание уделяет защите своих предпринимателей, поэтому могут возникнуть сложности с внедрением тех товаров, которые в стране уже производятся.
Имеется список ингредиентов, которые нельзя употреблять в пищевой промышленности, но найти его не так-то просто. Придется делать запрос в соответствующие государственные институты.
Иностранные бизнесмены часто сталкиваются даже с такими трудностями как согласование надписей на упаковке: нельзя акцентировать внимание потребителя на безвредности товара, считается, что это ущемляет права конкурентов. Это коснулось популярных ныне биопродуктов, их приходится позиционировать как продовольствие для людей, занимающихся спортом.
Китайское население больше доверяет иностранным производителям, чем отечественным. Поэтому русским бизнесменам есть смысл сконцентрироваться на завоевании внутреннего рынка республики, продавая импорт.
Советы для предпринимателей
Следует открывать предприятие только в том случае, когда есть представление о рынке и минимальное понимание менталитета местных жителей. Это касается как целевой аудитории, так и китайских партнеров.
Отношение бизнесменов-китайцев к ведению деятельности сильно отличается от европейского. Они более нацелены на получение быстрой прибыли и никогда не будут сильно опекать своих иностранных партнеров.
Для минимизации риска получить товар низкого качества от местных производителей следует очень внимательно относиться к составлению договоров. Судебные тяжбы в Китае длятся очень долго и часто решаются в пользу «своих».
Успешный бизнес в Китае зависит от способности предпринимателя быстро адаптироваться к местным особенностям. Необходимо больше общаться с китайскими партнерами, постараться понять их, наладить с ними контакт.